Архивные и краеведческие материалы, собранные по программе "Гермес" под руководством Н.М. Малова и В.А. Лопатина


Статья к объекту: 

Введение
В процессе сбора историко-археологических сведений о Кудеяровой пещере были использованы материалы Саратовской ученой архивной комиссии, хранящиеся в Саратовском областном архиве, полевые отчеты в архиве Института археологии АН СССР, книга записи вещей СУАК в фондах археологии Саратовского областного музея краеведения и хранящиеся здесь же архив А.А.Кроткова, а также материалы к археологической карте Новобурасского р-на и архива археологической лаборатории СГУ. Кроме того был произведен поверхностный осмотр места расположения легендарной пещеры.

При этом первоначально собирались сведения, позволяющие восстановить саму легенду, ее первональное изложение, затем данные об исторической ситуации и первоначальном заселении данного микрорайона, археологические свидетельства ее обитания. Осмотр места расположения пещеры или предполагаемого входа в нее производился в самый последний момент. Следует отметить, что в процессе сбора материалов выяснилось, что достаточно полноценных источников о результатах ее обследования или посещения дореволюционными и советскими археологами практически нет. Те же сведения, которые имеются в литературе и в архивах, очень отрывочны, фрагментарны и основываются на сведениях, полученных от местных жителей.

Первоначально легенда достаточно подробно изложена А.Н. Минхом и все другие публикации являются ее повторением. Данных о том, что А.Н. Минх посещал пещеру нет, да и по имеющимся в литературе сведениям он вряд ли это мог сделать по состоянию своего здоровья. Поэтому рисунок места расположения пещеры, выполненный его сыном Н.А. Минхом является единственным свидетельством посещения Кудеяровой пещеры. Однако архива Н.А. Минха, автора рисунка, нам обнаружить не удалось. Из других источников следует отметить сведения, имеющиеся в архиве А.А. Кроткова. Автор собирал материалы к археологической карте Саратовской и отличался скрупулезностью. Все сведения, хранящиеся в картотеке исследователя, основываются на достоверных фактах и их можно проверить по первоисточникам. Во всяком случае, им учтены сотни археологических памятников и пока ни один из них не является вымышленным или записанным случайно. Следует также указать, что в трудах архивной комиссии нет указаний на то, что Кудеярова пещера является памятником археологии.

Изучение архивных материалов не дает сведений о том, что пещера обследовалась специалистами-археологами. Хотя, о ее существовании археологи СУАК и Саратовского госуниверситета знали, и к ним поступала некоторая информация от краеведов, что видно по материалам, хранящимся в СОМК. В архиве ИА АН СССР имеется довольно краткий отчет об археологических изысканиях А.А. Горбовского за 1975г. Работы проводились по открытому листу, запрашиваемому Институтом научной информации по общественным наукам. В тексте отчета имеются сведения о работах в селе Лох и полевые кроки местности, судя по которым, автор обследовал вершину Кудеяровой горы. "На юго-восток от с. Лох Новобурасского района на горе. Расстояние от села около 600 метров. Высота горы 80 - 100 м (от основания). Каменистая площадка на вершине горы. По словам местных жителей здесь находилась кузница Кудеяра. Проведенные нами выборочные зачистки результатов не дали".

Легенда
Полное изложение легенды приводится по рукописи А.И. Минха хранящейся в ГАСО: опись 2, ед. хранения 784, "Разбои и клады Нижнего Поволжья", лист 26-31.

1. Богата легендами Кудеярова гора в селе Лох Саратовского уезда, где по народному поверью хранятся в пещере за железными дверями громадные сокровища Кудеяра, но золотой ключ от нее лежит в Симовом роднике, а достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник, или почерпнет воды из Ужиного озера, к тому же и сам Кудеяр стережет свои сокровища. Село Лох населено в начале XYIII столетия пахотными солдатами и ясачными крестьянами, в 1852 году здесь построена маленькая деревянная церковь во имя архангела Михаила, почему село также зовется Архангельским.

Главный элемент населения Лоха - пахотные солдаты, поселенные здесь для охраны сторожевой черты, устроенной Петром Великим в 1698-99 гг. По реке Медведице: слобода Еткаринская (г. Аткарск), г. Петровск и Бурлацкая слобода (с. Старые Бурасы) и доходившей, вероятно, до реки Суры или до Волги. (Лист 26) (Эта же трактовка легенды: в ф.407, оп.2, ед.хр.760 "Рукопись А.Н. Минха. Народные суеверия, предрассудки, поверья, обычаи и обряды крестьян Саратовской губернии"). Легенды о Кудеяре собраны и помещены мною в издании Императорского Русского Географического общества "Народные обычаи, суеверья крестьян Саратовской губернии" 1890 г. и в 4 Этнографическом обозрении. 1891 г. №1.

Приведу лишь короткое высказывание: кто был Кудеяр - народ не знает; есть только указание, что это был (Леопольдов - 1848 г.) - татарин необыкновенного роста и силы, а жена его - русская, редкая красавица. Время появления Кудеяра наш народ также не определяет, а говорит: было это давно, когда еще не существовали окрестные селения. Кладоискатель Пензенской губернии крестьянин Милин сказывал мне, что у его товарища есть запись 1605 года подписанная Кудеяром Кудеяровым, в которой означено много зарытых им кладов. Кудеяр жил в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах на другие страны. Туда вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Из внутренних помещений до верхней площади горы было отверстие саженей в тридцать длины - "труба", через которое выходил дым наружу. (Лист 27)

В глубоком долу "Майоровом" перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус поросший в то время соснами, где Кудеяр ставил своих часовых. Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом; в конце же дола Соколки (Майорова), в нынешнем урочище "Пушки", были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Вся местность кругом охранялась сторожами. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его. Кудеяр же был "Хозяином" и чеканил монету их своей руды.

У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову гору через Майоров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, а Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Здесь умерла его жена (по другим - любовница) и Кудеяр схоронил ее верстах в двух отсюда (в даче М.В. Устинова Петровского уезда), зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице и насыпал над нею курган.

Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями; говорят, они были скрыты Кудеяром и на противоположном берегу реки Соколки, склоне горы, в трех погребах: в одном - золото, в другом - серебро, в третьем - драгоценная конская сбруя. Вход завален, и Кудеяр положил зарок на этот клад на 200 лет. Срок этот уже прошел, - говорит кладоискатель Милин, - рыть должны рабочие в нечетном числе. В Кудеяровой пещере тоже лежит богатый клад. Но достанет его только тот, кто почерпнет воды из Ужиного озера (лист 28). На мой спрос где это Ужиное озеро, - Милин ответил, что не знает. (Эти же сведения в ф.407, оп.2, ед. хр.760, л.29-32, "Народные суеверия...).

Кудеяр, как видно из преданий, часто оставлял Лоховскую местность и становился станом в других местах. Так, верст 25 от Лоха к северо-востоку, стоял на верхах реки Медведицы большой Бурацкий лес, где теперь с. Старые Бурасы (бывшая Бурацкая сторожевая слобода). Здесь верстах в 2 на правом берегу р. Б. Медведицы, находилось прямое отверстие в горе с несколькими ходами внутрь в разные стороны. Эта пещера тоже служила жильем Кудеяра, а на Бугре с. Бурас, обнесенном валом и рвом, носящем теперь название "городок", поставлен был Кудеяром сторожевой маяк.

Верстах в 20 к ЮЗ от с. Лох около мордовского с. Оркино (Кучугуры), в местности гористой и лесной, рядом с Гремячим родником и Комбраз-панда (Седло-гора) указывают долину "Боже-дом", где по народному преданию Кудеяр (по другим - разбойничий атаман Улан) побил и похоронил много народу. Милин говорит, что в Пензенской губернии пять становищ Кудеяра. Они-де с товарищем искали по старой бумаге, но приметы не сошлись.

В Сердобском уезде Барковской волости, недалеко от р. Изнаир и Малинового озера есть кручь около 30 саженей высоты, получившая лишь в 1889 г. название "Кудеярова обрыва" по следующему поводу (С.С. Краснодубровский. Тр.СУАК). Один из местных крестьян с. Рулевки Филимон Дьячкин жил в 1883г. в Астрахани, где какой-то человек показал ему книжечку, в которой описаны 99 кладов Саратовской губернии, положенных Ермаком, Кудеяром, Стенькой Разиным, Чуркою и другими. Дьячкин достал выписку из этой книжечки, в которой сказано, что " ...от Хопра по реке Знаира (Изнаир) от вершин в сходной стороне лес погоре Березовый...". Затем идет подробное описание местности, расстояние до "подвала", в котором находятся пять скелетов. " ...первый раз двое-один на упад солнца головой, другой на восход. Тот, который на восход ногами - от него две саженище двое у двери подвала и сабли у них в руках. Находится в подвале золотых вещей 99 пудов монеты Кудеяровой" (чекан Кудеяра?). По этой записи Дьячкин действительно нашел в обрыве два человеческих костяка и каменные стенки вроде подвала, но было ли найдено что из ценностей - неизвестно.

В Посельской волости Хвалынского уезда на высоком месте близ с. Поселок, лежащем при впадении речки Избалык в Терешку, есть два бугра, обрытые канавами, под названием "Мары". В старину в 100 саженях от этого места было озеро и осиновый лес. Местный крестьянин Яков Старов, проживавший ранее в г.Уральске, слышал там от местных казаков, что на Саратовской степи есть насыпной мар, близ которого на СВ находится болото и осиновая роща. На этом месте стоял однажды Кудеяр с войском. У него была любимая лошадь, которая пала, а затем вскоре и сам он умер. Тогда его посадили на эту лошадь и несли ему со всех сторон дары: золотом, серебром, разными драгоценными вещами, которыми и зарыли его, насыпав над ним мар (курган). При раскопках этих маров сельские жители находили человеческие и лошадиные кости.

По другим сведениям, Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе: окольные жители с.Лох утверждают, что он живет в этой горе в землянке седым и древним старцем. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божию за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

Другой вариант легенды, несколько отличный от излагаемого А.И. Минхом, со ссылкой отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей.// под ред. В.П.Семенова, на него приводится в работе: "Россия. Полное географическое описание нашего т.YI, СПб, 1901 г".В ней имеются также другие сведения о кладах Кудеяра в Симбирской губернии, а Кудеяр называется легендарным героем /с.407,410,468-469,509/.

Верстах в 7 ниже границы Симбирского уезда на правом берегу Волги… среди гор, при речках Сенгелейке и Тушонке расположен уездный город Симбирской губернии Сенгилей. На запад от Сенгилея ...находится Каранинский или Сенгилейский городок... известен в народе под названием Худояровой (Кудеяровой) Казны, потому что народ считает, что здесь какой-то хан Кудеяр зарыл свои несметные сокровища и сам, как бессмертный волшебник Кащей, хранит свою казну в обширной пещере, где он день и ночь, не смыкая глаз, сидит за каменным столом. Вся эта местность носит название городков.

Выше Подьячевки по Тукшуму находится с. Коротково... Вверх по течению реки выше Короткова левый берег р.Тукшума гористый; на этом берегу, в 5 верстах от Короткова, выдается из ряда возвышенностей хотя и не большая, но очень крутая гора, на которой заметны валы и рвы, окружающие неправильно многоугольную площадь, носящую название "городок". ...В прежние времена, как рассказывают старожилы, там находили часто старое оружие и утварь: бердыши, кольчуги, стрелы, луки, подковы, посуду и т.п.; все это находилось при поисках заговорного клада, положенного там, по преданию, Кудеяром. Предания о Кудеяре очень смутные и различаются между собой. По одним сказаниям, это был разбойник, грабивший население, по другим опальный боярин, скрывавшийся тут от гнева царя Грозного, по третьим - Кудеяр был братом Ивана Грозного, которого тот вызвал в Казань и хотел казнить, но Кудеяр, узнав это, укрепился временно на Коротковском городке".

Далее имеются сведения о с. Лох и Кудеяровой пещере Саратовской губернии. " К ЮЗ от Бурас к селениям: Лоху, Гремячке, Сокуру, Озеркам и Кучугурам (Оркино - на карте) тянется очень волнистая местность с глубокими долами и ярами, служащая водоразделом между бассейнами Волги и Дона. Село Лох имеет более 5000 жителей, волостное правление, лавки, сапожные заведения и 9 водяных мельниц. Возвышенности особенно характерны около с. Кучугуры (Караульные горы) и с. Лоха (Кудеярова, Марунова и др.). Об этой местности, покрытой в старину сплошными лесами и орошаемой ключом Симовым, сохранилось много народных легенд и преданий, относящихся ко времени проживания здесь разбойников. Рассказывают, что в Караульных горах, в долине разбойники имели землянки и у них был колокол, в который звонили при тревоге для сбора шайки; впоследствии они зарыли все награбленное и самый колокол в землю. Раз в год, на Пасху, между заутренней и обедней, колокол и землянки являются в прежнем виде: в одной из последних горел огонь, а на полу и по углам лежали кучи золота, серебра и разных вещей; тогда же можно было войти в эту землянку до трех раз и брать драгоценности, но при попытке вернуться после третьего раза дверь за вошедшим смельчаком затворялась и к нему являлся хранитель этих сокровищ, требуя от него собственную душу, или душу младенца, или того, что для него всего дороже. Говорят, что входившие туда пропадали или немели и потом от испуга скоро умирали; а если кто брал, то деньги эти впрок не шли; червонцы были неразменные и возвращались назад, а за истраченные целые золотые взявший их платился ущербом в хозяйстве и смертью семейных, наконец и сам он делался жертвой сухотки и умирал.

Еще более богата легендами Кудеярова гора. Кудеяр, равно как и Ермак, и Стенька Разин, является одним из любимых народных героев, воспетых в произведениях народной фантазии. Про него сложил народ одну из лучших своих песен, каждая строка которой полна глубокой поэтической прелести:

"Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Что заутра мне, добру молодцу, на допрос идти,
Перед грозного судью самого царя"...


Кудеяр здесь является выразителем русского удальства, русской силы, пролагавшей пути русскому человеку к "вольным степям", к шири и простору отнятых у татарщины земель. По народным рассказам, "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во пиру был ласков, во хмелю весел", "к красным девицам ластился", "молодцам проходу не давал". На основании народных легенд о Кудеяре Костомаров написал свой известный роман. Много легенд, относящихся к Кудеяровой горе, приурочивают к находящейся в ней пещере. Рассказывают, что в Лоховских дачах когда-то жили разбойники, атаманом которых был Кудеяр (Костомаров относит его ко времени царствования Ивана Грозного).

Недалеко от Кудеяровой горы, в конце Майорова дола, указывают урочище, носящее название Пушка: здесь, говорят, находили ружейные стволы, и теперь еще попадаются куски пережженого железа; по народному сказанию, здесь была кузница Кудеяра, на которой было вырыто много тайных ходов, и устроены роскошные помещения и кладовые, наполненные разными драгоценностями; внутри жилые помещения (дворец, как называют его рассказчики) были окружены коридором. Уходя в набег или на разбой, Кудеяр скрывал и заваливал вход, так что никто не мог отыскать его. Народная легенда говорит, что подземный дворец цел до сих пор, и в кладовых его множество богатств, спрятанных за железными дверями; двери заперты замками величиной с поросенка; богатства сторожить приставлен нечистый дух в виде седого старца. Кто высушит Симов родник, тот найдет ключ от Кудеяровых пещер. О Кудеяре и Кудеяровой горе существует и новейшая легенда.

Шел однажды лоховчанин около Кудеяровой горы; сделалось темно, он заблудился и попал в какую-то землянку; видит, в ней сидит седой старик; на вопрос старика, откуда он и что ему нужно, он отвечал, что был на Кудеяровой горе, шел в Лох, и, когда стемнело, сбился с дороги. На это старик отвечал, что он на Кудеяровой горе, а Кудеяр он сам. В это время влетела громадная птица, села старику на голову и стала клевать ее до мозга, страдалец сидит и стонет: "О, Господи!" Долго долбила птица голову седовласого Кудеяра, наконец улетела к рассвету; несчастный вздохнул и рассказал пришельцу, что более века, как он обречен сторожить свои сокровища в горе, и по каре Божьей за разбои, прилетает каждую ночь эта огромная птица и клюет ему голову; конца не видит он этому мучению. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

О Симовом или Симоновом роднике существует особое предание: Кудеяр и товарищ его Сим вздумали однажды состязаться в силе и ловкости своих коней; положено было перескочить с Маруновой горы на Кудеярову. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долину; в том месте, где он провалился с конем под землю, и ударил родник, носящий доныне его имя. Несколько верст отсюда, в Петровском уезде, указывают в долах, принадлежащих Мих. Вас. Устинову, курган, где Кудеяр похоронил свою жену или любовницу, зарыв с ней в могилу все драгоценности, принадлежащие покойнице. В лесу, принадлежащем крестьянам села Репного, находится несколько курганов под названием Пупки, Крупицы, Пески и др. По преданию, на крупицах жил разбойник Кудеяр, он же будто бы вырыл Пупки, где погребена его жена. Крестьяне рыли эти курганы, отыскивая клады, но особенного ничего не нашли, кроме углей на Пупках и горшечных черепков - на Песках.

Исторические сведения о начале заселения и колонизации района верховьев р. Медведицы русским населением.
Леопольдов А. Исторический очерк Саратовского края (М.1848). В работе (с. 41) отмечается, что после падения Казани и постройки на Волге Самары, Саратова, Царицына и Астрахани "...Ордынцы реже стали делать набеги". "Много населенный край страдал от вольницы, приходившей с Дона для грабежа и разбоев. Об этом доходили жалобы до царя Михаила Федоровича. Поэтому в царском наказе, данном дворянину и наместнику Волконскому и князю Борятинскому с товарищами, отправленному к персидскому шаху в 1618 г. с повелением: как пойдут из Казани в Астрахань, по городам на Самаре и Царицыне расспрашивать, нет ли от казаков воровства. Воровства и грабежи были, на Волге и на больших дорогах.

Предание говорит о трех притонах разбойничьих, особенно страшных для края. Первый был на Красном Кусте, в нынешнем Аткарском уезде; второй (с.24) в горе Богатырке над Хопром, недалеко от села Большого Карая, в Балашовском уезде, третий в Бактовом кусте, на границе Сердобского уезда. "...в Горе Богатырке, или Крутце, был атаманом Кудеяр, татарин необыкновенного роста и силы, зверовидной наружности. Жена его была из русских, редкая красавица, и похоронена близ нынешнего села Репного. Жилищем Кудеяра была землянка, в развалинах коей находили кости человеческие, кинжалы, пики, бердыши, кольчуги, монеты татарские, кольца, перстни и прочее."

В сноске №6 указано: " Другие говорят, что он жил на горе Крутец близ села Репного. Саратовский уезд, близ казенного села Лоха, есть пещера и огромный курган, называемый Кудеяровым. В Рязанской губернии тоже был разбойником Кудеяр; неизвестно, одно ли это было лицо, или разные."

2. Хованский Н.Ф. Очерки по истории г.Саратова и Саратовской губернии (Саратов,1884.) с.196
"Лох - при речке того же имени. Речка эта замечательна тем, что в ней находятся форели, известные под названием лохов, достигающие в величину 1 арш. Дно реки каменное, вода пробивает из родников, течет быстро и имеет прозрачность. В версте от с.Лох на поверхности горного хребта есть ключ, бьющий летом и зимой с такой силой, что образует над собой небольшой столб клокочущей воды. Недалеко отсюда находится Кудеярова гора, в которой путешественникам показывают пещеру разбойника Кудеяра."

3. Кушев Н.В. Двухсотлетие города Петровска Сарстовской губернии (Исторический очерк, Петровск, 1898) (с.3).
"До конца 17 столетия местность, занимаемая в настоящее время Саратовской и Пензенской губерниями, была мало заселена. Для защиты южной и юго-восточной границ от вторжения разных диких народов, как например Кубанских и Крымских татар, русское государство, начиная с 1666 г., строит ряд новых укрепленных поселений... Таким образом, Петровск первоначально был основан со стратегической целью, а именно для защиты края, расположенного за Симбирской сторожевой чертой. Постройка города началась в 1698 году на левом берегу реки Медведицы". (с.9) "... рассказ одного старожила старика об обороне от неприятелей: " Бывало, пойдем в поле на работу, вдруг сторожевые на башнях выставляют знак на длинных шестах или бьют в набат, извещая, что идут кубанцы, мы с полей опрометью домой, запираем ворота крепости, засыпаем их землей, стреляем с башен из пушек, ружей, луков. Враги не отважились на штурм: поездят вокруг крепости и удаляются. Так мы часто отсиживались в крепости от этого народа." (с.10) В августе 1717г. Крымские и Кубанские татары вторглись в пределы Саратовской губернии ...под предводительством Бухты-Гирея и Дели-Салтана."

4. Осипов В.А. Очерки по истории Саратовского края(конец 16 и 17вв.),Саратов,1976.
(с.62) "По Темниковским писцовым книгам в 1621 году за мурзами-татарами и мордвой значилось большое количество "отхожей" вотчинной земли, то есть владеемой на оброке, временно. В том числе были леса, сенные покосы, рыбные ловли, бобровые гоны по ррТерешке, Узе, Медведице, а также Бурасский лес.
(с.66) Несколько сел появилось в Петровском уезде: Лох, Гремячка, Косола-повка, слобода Еткара,-1698-1699гг.
(c/72-73) После построения города Петровска в 1699году по указу из приказа Казанского дворца Был прислан Кондратий Булгак, которому было велено осмотреть "угожих крепких мест" для строительства сторожевых слобод по р.Медведице ...южнее и юго-восточнее нового г.Петровска в саратовских степях. В том же 1699 году в верховьях р.Медведицы "на пиходных местах воинских воровских людей" была построена слобода Бурлацкая с рвом и валом. Для наблюдения за неприятелем использовались две "Караульные горы". Одновременно появились отъезжие сторожевые слободы ...Гремячка, Лох, Алексеевка... Все они были заселены переведенцами, пахотными солдатами, прописанными "на вечное житье" к слободам... В местах расположения сторожевых слобод уже имелись принадлежащие разным помещикам земли..."

5. Аристов Н. Предания о кладах. (Отдельный оттиск без года издания). Издание дореволюционное с. 709-717
По древнему поверью, несметные сокровища лежали в горах и пещерах и охранялись злым существом в образа змея Горыныча...
...вера в клады держалась не в одной среде народа, но и в кругу высших лиц, духовенства и князей.
...И нет ничего удивительного в этом явлении: клады в древнюю пору сильно распространены были у славянских народов, и вера в клады имела поддержку в частых находках скрытых монет и вещей. В то немирное время эта предосторожность была необходима. При постоянных набегах неприятелей, при внутреннем неустройстве общества, опасно было открыто держать трудом нажитое добро, а еще опаснее пускать в оборот капиталы.

Кажется, со времени татарского владычества на Руси, предания о кладах начинают приурочивать преимущественно к курганам (татарское слово кюрхане - круглая гора). Предания о кладах, зарытых в курганах, существовали и у татар, как и у русских. Когда в 17-18 веках на Руси усилились разбои, предания о кладах получили новый оттенок, с которым преимущественно рассказываются и доселе. Действительно, существование разбойничьих кладов не подлежит сомнению. Разбойники жили в лесах, горах и оврагах; застигаемые врасплох преследующими их командами, они не надеялись унести с собой добытые нечестным промыслом дорогие вещи, прятали их в землю и делали на этом месте приметы... Но самый выгодный приют для разбойников был в волжском крае; поэтому нигде нет такого обилия рассказов о кладах, как именно в Поволжье. В то время, когда оно было слабо заселено, оно служило притоном всех беглых, недовольных господствующим порядком дела на Руси. Волга, эта божья вольная дорога, и Сура, густые непроходимые леса, горы и глубокие овраги приволжские, как нельзя более соответствовали целям разгульной толпы. По берегам Волги составлялись постоянные разбойничьи шайки из беглых холопов и воровских казаков...

6. Аристов Н. Разбойники и беглые времени Петра Великого (1682-1725), отд. оттиск без года издания.
(с.6-7) "Разбойники по всей России производили ежегодно опустошения и препятствовали не только развитию частной торговли, но и правительственному сбору податей, рекрутов и порядкам управления. Рассыпавшись по всей России значительными шайками, они особенно любили притоны около больших дорог, где ходили обозы, караулили их и разбивали".

7. Майков Л. Заметки к статье " предания о кладах".
(с.74) В иных поволжских местностях встречаются лица, совершенно разорившиеся из-за страсти к кладоискательству.

8. Костомаров Н. Кудеяр. Историческая хроника. (Серия: Историко-литературный архив, Москва, 1989). Перепечатан по изданию СПб.,1882.
В романе Кудеяр - брат Ивана Грозного - Юрий Васильевич. В комментарии, составленном В.В. Морозовым, отмечено: (с. 254) Юрий Васильевич III (1533-1563) родился глухонемым и слабоумным (по выражению А.М. Курбского: "яко див"). Тем не менее он был женат на дочери князя Дмитрия Палецкого, Ульяне, умершей в 1575г. Насильственность ее смерти ничем не подтверждена, однако Ульяна Дмитриевна могла вызвать у мстительного царя неприятные воспоминания: в трудные для Ивана Грозного дни болезни 1553г. Дмитрий Палецкий выторговывал удел для Юрия и своей дочери у тайного претендента на престол - Владимира Андреевича Старицкого, о чем царь достоверно знал (с. 254) - Кудеяр упал навзничь бездыханен. В 1574г. бывший любимец царя опричник Василий Грязной писал из крымского плена, пытаясь набить себе цену в надежде на выкуп, что он уничтожил и разогнал всех изменников московского государя, " одна собака остался - Кудеяр", который, однако, "маленько свернулся".

Археологические данные о Кудеяровой пещере
В процессе изучения архивов достоверных полевых отчетов о обследовании пещеры специалистами археологии не обнаружено. Однако в "Книге для записи вещей музея СУАК", заведенной и составленной в 1893г. и хранящейся в фондах Саратовского областного музея краеведения на стр.50 под инвентарным №66 имеется следующая запись: "Две медные монеты. Поступили 18 августа 1891г. от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе. Одна монета без имени хана чеканена в Палистане в 761г. и другая Турецкая монета 1223 г. Кроме того, об этих же 2 монетах имеются сведения в архиве А.А. Кроткого под №129 (Запись СОМК ф.1 оп.1 д.89) - с. Лох Александровской волости, Саратовского уезда. Две медные монеты поступили в СУАК в1891г. Найдены в Кудеяровой пещере. Одна без имени хана чеканена в Палистане в 761г., другая - турецкая монета 1223г. Пещера длиной 15 шириной - 6 четвертей, вышиной - 4 четверти. (Сведения сельских старожилов 1908г.).

В архиве ИА АН СССР (ф.Р-1 №6369) имеется довольно краткий и скромный отчет "О разведках в Б. Карабулакском и Н. Бурасском районах в 1975г.", составленный Горбовским Александром Альфредовичем. Работы производились по открытому листу, запрашиваемому из Института научной информации по общественным наукам. Отделом полевых исследований Горбовскому А.А. открытые листы более не выдавались. В тексте отчета имеется несколько сведений о работах в с. Лох и полевые кроки местности, судя по которым, автор проводил исследования на вершине Кудеяровой горы.

" На ЮВ от села Лох Новобурасского района на горе. Расстояние от села около 600м. Высота горы около 80-100м. (от основания). Каменистая площадка на вершине горы. По словам местных жителей здесь находилась кузница Кудеяра. Раньше находили фрагменты оплавленных железных деталей… Проведенные нами выборочные зачистки результатов не дали. В июне 1990г. с.н.с. археологической лаборатории СГУ Н.М. Маловым был осмотрен пилон Кудеяровой горы в том месте, где на рисунке Н.А. Минха показана пещера. Пещеры как таковой на склоне к настоящему времени обнаружить визуально нельзя*, возможно с ней связана крупная промоина. Никаких археологических материалов в районе промоины и на прилегающей к ней территории склона горы , подтверждающих здесь наличие культурного слоя от древнего поселения не обнаружено. По топографии и закономерностям расположения укрепленных поселений эпохи Золотой Орды, для этого наиболее удобна Караульная гора, вернее ее мыс. Однако ее поверхность сильно задернована и поэтому без проведения шурфовки здесь трудно пока сделать более конкретное предположение.
* Эти данные по пещере не соответствуют действительности.

Заключение
Легенды являются не только памятниками нашей отечественной истории и культуры, но также представляют собой памятники словесного народного творчества, заслуживающие специального исследования. Они изучаются такими науками как фольклористика и литературоведение, этнография и топонимика. Представляют интерес они также для историков религии и других наук. Определенный интерес представляет историко-археологический аспект изучения Кудеяровой пещеры и связанной с ней легенды. В литературе по истории религии считается, что термин легенда возник в средневнковом католицизме и означает то, что следует прочесть. Точнее - это житие святого, которое читалось в день его памяти. Легенды представляют собой жанр фольклора, в основе которого положен фантастический сюжет, воспринимаемый рассказчиками и слушателями как достоверный. В разных религиях есть свои специфичные легенды о святых, подвижниках и отшельниках. Одним из таких легендарных героических персонажей царского происхождения у христианского населения окраинных лесостепных районов Российского государства XYI-XYII вв., вероятно, выступал и атаман Кудеяр. Из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" связь с религией видна вполне определенно:

"- Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим.
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр - атаман
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…"

Круг литературы о Кудеяре довольно обширен, но особенно много внимания этой личности уделяли в XIX веке. Широкую известность получил увлекательный роман о Кудеяре, написанный крупным отечественным историком Н.И. Костомаровым, опубликованный в конце XIX века. В краеведческих работах о пещере и огромном кургане, называемом Кудеяровым, близ с. Лох, в 1848 г. впервые сообщил А. Леопольдов. До Октябрьской революции сведения о Лоховских легендах публиковались у нас в "Саратовском дневнике", "Саратовском листке", губернских ведомостях, трудах архивной комиссии и других изданиях, но наиболее обстоятельно об этом писал А.Н. Минх в "Известиях Русского Географического общества" за 1890 г. и "Этнографическом обозрении" за 1891 г. Рукопись работы А.Н. Минха "Разбои и клады Нижнего Поволжья", где есть рисунок Кудеяровой горы и другие материалы о лоховской легенде, хранится в Саратовском областном архиве. Другой рисунок этого объекта сохранился среди докладов, записи сказаний и переписки с краеведами о Кудеяровой горе, собранных в научном архиве Саратовского областного музея краеведения за период с 1913 по 1964 годы. Здесь же есть вырезки из газет: "Коммунист", "Комсомольская правда", "Труд", где в 1958-59 гг. публиковались очерки по данной тематике. Кроме того, о Кудеяре снят фильм и были радиопередачи. Однако легенды и песни о Кудеяре бытуют не только в лесостепных районах нашей области. Они известны на широкой территории Европейской части СССР. Слово "Кудеяр", как имя собственное, часто встречается в названиях лесов, гор, пещер, оврагов, курганов и населенных пунктов Харьковской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Курской, Орловской и других областей. Вряд ли все эти названия связаны с именем одного атамана, разбойный промысел которого охватывал бы столь обширную территорию. Здесь следует обратить внимание на этимологию данного имени.

В словаре М. Фасмера Кудеяр - имя разбойничьего атамана, приписываемое татарскому сборщику налогов и встре-чаемое в песнях и легендах. Оно имеет тюркское происхождение и образовано из персидского "худи" - "бог" и "яр" - "друг", "возлюбленный". Имя Кудеяр в XYI веке было обычным на Руси и его носили в то время такие известные исторические личности как князь Мещерский и посол Мудюринов. С Кудеяром Ивановичем Мещерским и его потомками, владевшими землями в Орловской губернии исследователи связывают распространенные здесь названия. Кроме того, в Справочнике древнерусских имен, прозвищ и фамилий северо-восточной Руси есть еще несколько лиц с именем Кудеяр, проживавших в Арзамасе и Нижнем Новгороде в XIY веке. При этом, один из них, Кудеяр Тищенков фигурирует как изменник, передавшийся Крымскому хану. Может быть, о нем писал в 1574 году царю Василий Грязной из крымского плена, что были разогнаны все изменники и только "одна собака остался - Кудеяр".

По легенде, записанной Б.В. Зайковским в 1919 году в селе Лох - Кудеяр был царского роду и приходился младшим братом Ивану Грозному. Царь якобы слышал от кого-то, что родной брат, когда вырастет, то лишит его престола, поэтому и решил убить ребенка. Но его слуги Сим и Иван не выполнили такое приказание и вместе с братом-царевичем бежали к турецкому султану. Здесь брат Ивана Грозного был назван Кудеяром и принял другую нехристианскую веру. Когда ему вышло 17 лет, его женили и послали с войском в Россию по морю. Но случилась страшная буря, во время которой погибла его жена и все войско. Спаслись только Кудеяр и Сим. Когда они вышли на берег, то узнали, что царь Иван Грозный повоевал в татарской земле, и идет походом на Астрахань. Чтобы спрятаться, они приехали и поселились с Симом в той самой горе, которая расположена около села Лох и теперь зовется Кудеяровой. Прорыли ходы и комнаты убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким, чтобы в ней можно было разводить огонь и дер-жать коней, пробили сверху горы трубу, которую выложили внутри камнем. Собрал Кудеяр со всех сторон молодцов и стал с ними грабить купеческие обозы, что с Волги шли. Собрали они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов.

Но шли годы и вдруг на голову Кудеяра повалились несчастья одно другого тяжелей. Как-то раз поспорил Кудеяр с другими атаманами, что Сим перескочит на коне через ручей с одной горы на другую. Сим пришпорил коня и перемахнул, но ему этого показалось мало. Решил Сим еще раз похвалиться. Взвился конь… да на самой середине балки и грохнулся замертво на дно, да так, что на семь саженей в землю ушел. Из той ямы забил родник, который теперь Симовым зовут. Ни с того, ни с сего, захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами да каменьями самоцветами. Гроб серебром оковали и закопали в могилу у трех дорог, на высокой горе, под молодым дубом.

Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, и постыл ему стал белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов он своих отпустил и остался один. Построил в горе церковь божью: иконостас поставил из чистого золота, серебрянный отлил колокол, сосуды святые и книги все из других церквей награбленные - в той церкви собрал. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горой живет. И свои и людские грехи перед господом замаливает, день и ночь поклоны бьет, молится, постится...

Таков один из вариантов легенды о Кудеяре, которая бытовала в селе Лох в начале нашего века. Есть другие легенды и уточнения похождений Кудеяра. Однако во всех случаях в них описывается время правления Ивана Грозного. Учитывая, это, а также то, что названия, связанные с Кудеяром встречаются на громадной территории, значительная часть которой вошла в состав Российского государства раньше земель расположенных в верховьях р. Медведицы, можно полагать, что самые древние варианты легенд о Кудеяре первоначально появились за пределами Нижнего Поволжья. В с. Лох легенда была привнесена, вероятно, первопоселенцами. Во всяком случае, здесь она могла появиться только после основания села. Здесь же она получила распространение потому, что село основано в старых разбойных местах и отражало реальную повседневную жизнь поселенцев южных ок-раинных районов нашего государства того времени.

В этом плане история возникновения с. Лох представляет определенный интерес. До конца 17 столетия территория нашей области была практически не заселенной. Сюда довольно часто совершали набеги Кубанские и Крымские татары. Кроме того, редкое и немногочисленное население, имевшееся в правобережных районах, примыкавших к Пензе, страдало от разбойничьей вольницы, приходившей грабить с Дона. В 1618г. царь давал наказ своему посольству, отправлявшемуся к персидскому шаху из Казани в Астрахань, расспрашивать, нет ли от казаков воровства. Поскольку в эти времена нижняя Волга была мало заселена, то она служила выгодным притоном для разбойников. По берегам Волги промышляли разбойничьи шайки из беглых холопов и воровских казаков. Как отметил Н. Аристов, они препятствовали развитию торговли, нарушали порядок управления государством, "особенно любили притоны около больших дорог, где ходили обозы, караулили их и разбивали". Волга же с ее правобережными притоками издавна была удобна для движения торговых караванов.

Для защиты юго-восточных границ русского государства, начиная с 1666г., было построено несколько укрепленных поселений. С такой стратегической целью в 1698г. на берегу р. Медведицы начал строиться г. Петровск. После этого в 1699г. по указу из приказа Казанского дворца Кондратий Булгак осмотрел "угожие крепкие места", удобные для возведения сторожевых слобод южнее г. Петровска. Как отмечает В.А. Осипов: "В том же 1699г. в верховьях р. Медведицы "на приходных местах воинских воровских людей" была построена слобода Бурлацкая со рвом и валом. Для наблюдения за неприятелем использовались две "Караульные горы". Одновременно появились отъезжие сторожевые слободы: Гремячка, Лох, Алексеевка, - все они были заселены переведенными пахотными солдатами, прописанными " на вечное житье" к слободам...".

Кроме солдат здесь, вероятно, жили еще ясачные крестьяне. В глубоком долу Майоровым, перед Кудеяровой горой, протекала чистая и прозрачная речка Соколка, в которой в XIX в. якобы водились "форели, известные под названием лохов, достигающие в величину до одного аршина". Кругом поднимались горы, покрытые густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и юг. Рядом с Кудеяровой горой, расположена Кудеярова гора, конус которой еще в прошлом веке порос соснами. На другой стороне речки возвышалась Марунова гора. У основания Кудеяровой горы, на берегу Соколки и сейчас есть родник со срубом, называемый Симовым. В конце дола есть урочище "Пушки", где была кузница Кудеяра. В 1859 г. в селе была построена маленькая деревянная церковь во имя архангела Михаила, поэтому село иногда звалось Архангельским. В конце XIX века Лох было достаточно крупным и богатым селом. Оно имело более 5000 жителей, волостное правление, лавки, сапожные заведения и девять водяных мельниц.

Примечательно, что в самой древней лоховской легенде, записанной А.Н. Минхом, местные жители указывали на то, что Кудеяр правил давно, когда еще не существовали окрестные села. По другим рассказам жителей видно, что они считают себя кудеярцами или потомками Кудеяра. Так по одному из преданий, пересказанному Т. Ладухиной, Кудеяр умер раньше своей жены, которую звали не Настей, а Людмилой. Она, оставшись с небольшой частью разбойников, выстроила дом, а позже родила дочь. От дочери-то, вышедшей замуж, и пошло потомство Кудеярцев. Место, где они жили, сначала называли Кудеяровной, а затем в память символа на земле от гроба или пещеры стали называть "лог" или "лох".

Есть ли в Кудеяровой горе пещера или пещеры? На этот вопрос в легендах ответ положительный. Кроме того, есть вполне достаточно архивных сведений и сообщений от лиц непосредственно в ней бывавщих. Во всяком случае, в пещере бывают вплоть до настоящего времени. На одной из туристских карт-схем Кудеярова пещера отмечена как памятник природы. Как известно, пещеры - это полости в земной коре, сообщающиеся одним или несколькими ходами с поверхностью. Они бывают как естественного, так и искусственного происхождения и в свою очередь членятся на различные виды. К искусственным относятся пещеры, высеченные человеком и образующие полости, удобные для жилья, военной обороны, совершения культовых ритуалов, добычи полезных ископаемых, потайных ходов, отвода воды.

В пещерах, предназначенных для длительного проживания, должны оставаться свидетельства деятельности человека, встречаться какие-то предметы, и их обломки, остаться так называемый культурный слой, характерный для поселенческих археологических памятников. Пока мы не имеем практически никаких существенных археологических материалов, подтверждавших наличие в Кудеяровой пещере культурного слоя. Г.П. Свецковым вроде бы найдено в пещере железное изделие в виде "кресала и отвертки", но оно не сохранилось. К тому же, кресала в некоторых районах использовались вплоть до XIX века. На вершине горы А.Ф. Мающенко обнаружил череп лошади с остатками медных удил, которых также сейчас нет. Но эта находка была сделана не в пещере, а в районе "трубы", поэтому нельзя исключать, что они происходят из разрушенного погребения. Однако есть еще одна интригующая находка. В книге записи вещей, поступивших в Саратовскую ученую архивную комиссию под № 66 есть интересные сведения. "Две медные монеты. Поступили от Гаврила Петровича Свецкова, найдены в Кудеяровой горе. Одна монета без имени хана, чеканена в Гюлистане в 761 году и другая турецкая монета 1223 года". Эти же данные встречаются в архиве А.А.Кроткова. Но здесь есть существенное добавление, а именно: "...Найдены в Кудеяровой пещере". Можно предположить, что Кудеярова пещера могла служить в эпоху Золотой Орды кратковременным убежищем от неприятеля. Нельзя исключать, что в ней было совершено средневековое захоронение, которое позже было разрушено. Иногда естественные пещеры использовались для таких целей. Кроме того, вещи могли быть просто утеряны людьми во время каких-то горных разработок. Во всяком случае, первопоселенцы и жители с. Лох такие работы производили на склонах Кудеяровой горы с целью добычи камня. Вероятно, такие разработки осуществлялись в более древние времена. Но более возможно то, что в окрестностях Кудеяровой горы, или на ней самой, располагалось поселение эпохи Золотой Орды, откуда и происходят находки.

Изучение записей лиц, посетивших пещеру или пещеры, а также сведений из публикаций, позволяют составить представление о конструктивных особенностях пещеры Кудеяра, которая, скорее всего, имеет происхождение природное, а не искусственное. Интересно, что в легендах говорится о том, что Кудеяр и Сим устраивали свое жилье в пещере, т.е. использовали уже имевшиеся полости. Здесь легенда дает вполне однозначный ответ. В 1848 г. А. Леонольдов писал, что пещера есть, но как она выглядит, не указывал. По работе Н.Ф. Хованского, изданной в 1884 г. можно полагать, что пещера получила такую известность, что ее показывали путешественникам. Со слов кладоискателя Милина, "имевшего" запись 1605 года о Кудеяровых сокровищах, в помещения, расположенные в горе "вел узкий извилистый и невысокий ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Из внутренних помещений до верхней площади горы было отверстие саженей в 30 длины - "труба", через которое выходил дым наружу". В конце XIX века принимались неоднократные попытки научного изучения пещеры. В "Саратовском дневнике" за 1880 год сообщается, что приезжали ученые с целью осмотра Кудеяровой горы и возможностью ее раскопок. В 1898 году какая-то комиссия что-то раскапывала на горе, а в 1903 г. три человека предлагали произвести здесь несколько взрывов. В "Приволжском крае" за 1903 год сообщается: "В горе пещера с двумя отверстиями. Одно, называемое "трубой" расположено на самой вершине холма и теперь настолько завалено щебнем, что самого отверстия не видно, а осталась только яма. Но лет 40-50 назад, рассказывают жители, по нему свободно можно было опускаться во внутрь сажень на 30. Стенки трубы из дикого камня носили еще в то время следы копоти… Другое отверстие, около ? аршина вышины и 18 вершков ширины, в виде русской печи, находится на южном склоне… на дне неглубокой ямы, приблизительно саженях в 40 от реки. "В начале XX века земля затянула яму, и взрослый человек мог войти в пещеру только ползком. За входом, в полунаклонном положении извивается коридор, разветвляющийся саженях в пяти на несколько проходов. При этом в одной стороне коридора есть провал, куда опускали камень на 12 саженей веревки, но дна достать не могли. Из провалов было слышно, что там бурлит вода и оттуда несет холодом".

Что касается "трубы" или "колодца" на вершине горы, то она была засыпана в шестидесятых годах прошлого столетия (до 1870 г.) солдатами бутырского полка, стоявшего в селе Лох. Об этом же сообщает в своем докладе А.Ф. Миющенко: "До 1870 года единственным признаком, подтверждающим наличие пещеры в Кудеяровой горе, было отверстие, в виде колодца, идущее с вершины вглубь горы, диаметром не более аршина". По другим данным "трубу" солдаты засыпали в 80-х годах, после того, как один из живописцев, расписывавших церковь в селе, хотел спуститься в провал. Однако ему помешал сделать это становой, который во избежании несчастных случаев воспретил пускать кого-либо в пещеру. По рассказам старожилов, до второй половины XIX столетия находились смельчаки, опускавшиеся в "трубу" до 20 метров, но ее глубина была значительно больше. Считалось, что добраться до дна отверстия было невозможно и опасно, так как камни стен держались крайне слабо и грозили обвалом. После того как верхнее отверстие засыпали, на его месте неизвестными была вырыта яма глубиной в метр. В 1925 г. А.Ф. Миющенко вместе со своей матерью углубили яму еще на метр. При этом был найден лошадиный череп с окислившимися медными удилами толщиной не более 3-4 миллиметров, впоследствии утерянными. Таким образом, "труба" или верхнее отверстие к настоящему времени не сохранилось.

Были и другие отверстия в горе или входе в пещеру, которые неоднократно пытались обнаружить. По местному преданию передавалось, что в пещеру имелись входы с трех сторон горы. Один вход располагался с восточной стороны, напротив Ужиного озера, там, где в горе есть лощина и березовая роща. Именно его то и разыскивали. По данным А.Ф. Миющенко на всей горе имеется около ста ям глубиной до 2-х метров, которые, по его мнению, вырыты с целью поиска входов в пещеру. Больше всего их на восточной стороне горы. Кроме того, много говорится о наличии входа с южной стороны, напротив родника Сверчуг, который бьет с подножья Караульной горы. Рассказывают, что имеется еще два входа в пещеру - с западной и юго-западной стороны Кудеяровой горы, но они более узкие.

В 1870 г. живописцы нашли вход с западной стороны горы, напротив "трубы" и проникли внутрь пещеры саженей на 70 или на 50 м., а дальше, якобы, путь преграждался обвалившимися сверху камнями. Этот вход располагался на высоте 70 метров от дна долины, и вокруг него была яма глубиной чуть более 2-х метров. Как говорят, после в это отверстие проникали многие и на глубину до 100 метров. Затем оно год от года засыпалось песком и обвалами, поэтому в начале 20 века удавалось проникнуть с большим трудом на расстояние не более 35-50 метров. В 1920 году В.Ф. Митющенко туда пробиралась в глубину на 20 метров. Это отверстие было 55-65 сантиметров шириной и 50-70 сантиметров высотой, далее вход шел вглубь горы, извилисто расширяясь через каждые 4-6 метров и образуя полости в виде небольших "комнат", в которой могло поместиться от 5 до 8 человек. Из каждой такой полости вправо и влево отходили "отнорки". Куда они ведут, определить было сложно, так как размеры их были одинаковы и в большинстве своем имели замысловатую конфигурацию. Поэтому, пробираясь по ним, казалось, что ушел далеко, а на самом же деле возвращался в одно из расширенных мест, рядом с тем местом, откуда начинал продвижение. Многие боковые входы были в своем начале завалены песком. Этот вход и боковые ходы располагались под пластом камня. Верхняя же часть отверстия этот пласт не обнажала, а свод его был "высечен" в белом песке. По сведениям, полученным от старожилов с. Лох в 1908 году А.А. Кротков отметил, что пещера имела длину 15 саженей, ширину 6 четвертей и высоту 4 четверти.

В 1924-25 гг. В.П. Демидов, вместе со школьным товарищем А.И. Кузнецовым тоже бывали в пещере. Они проникли в образованный из камня вход без труда. За входом пещера расширялась, и в ней могли свободно сидеть несколько человек. Тут же у входа пещера имела правильный сферический свод, а в противоположной от входа стене были три отверстия. Среднее было более крупным, поэтому дальше двигались ползком через него. В средней пещере встречалось по пути не менее пяти боковых ходов. Правый боковой ход был заложен камнями. В самых отдаленыных участках пещеры на стенах обнаружены различные надписи на стенах: крестики, фамилии, инициалы и даты, из которых последние относятся к 1904 году. В средней части пещеры вертикально вверх поднимается отверстие, покрытое сажей, выход которого забросан камнями и песком. Звуки в пещере передавались достаточно четко. Так, что проезжавшая где-то на поверхности телега была отчетливо слышна в глубине пещеры. Воздух в пещере находился в слабом движении. Не смотря на жаркую погоду в ней было прохладно. Далее продвигаться было трудно, т.к. между сводом и полом начали попадаться высокие слои песка. На следующий год вход в пещеру почти совсем завалило.

Начиная с 1957 г. отряд школьников Энгельского Дворца пионеров три года занимался изучением Кудеяровой пещеры. Как сообщали В. Халуев и О. Бирюкова в 1957 году были найдены два полузасыпанных входа в пещеру и прокопан 11-ти метровый тоннель. Им была показана местными жителями яма с западной стороны, где должно брать начало отверстие, ведущее вглубь горы. Однако ребята просчитались и копали не тронутый грунт. В 1958 г. также работал кружок Ново-Бурасского дома пионеров. За этот сезон отверстие было расчищено от завалов, и удалось проникнуть по коридору вглубь на 35 метров.

Таким образом, пещера, расположенная в Кудеяровой горе достоверно известна уже более 150 лет. По легенде Кудеяр устраивал свои жилища, используя уже существующие полости. В 1884 г. ее посещали путешественники. В эти же годы сообщалось, что с крутой стороны горы в пещеру вел узкий и извилистый ход длиной 100 саженей, соединявшийся с вершиной вертикальной "трубой" длиной в 30 саженей. Диаметр "трубы" не более аршина. Некоторые лица опускались в этот колодец на глубину до 20 метров, но дна не достигали. К настоящему времени входное отверстие не фиксируется, т.к. в конце XIX века было засыпано. Вероятно, нижнюю часть колодца видели в 1924 г. В.П. Демидов и А.И. Кузнецов. Как уже отмечал Г.Г. Свецков, многие из бывавших в пещере указывали на звуки падающей воды. Гора сложена из чередующихся пластов камня и песка, расположенных наклонно. Вероятно, под действием воды между пластами камня в горе выносился песок, и образовывались полости или пустоты различной конфигурации. Судя по описаниям, было несколько таких пустот, соединявшихся с поверхностью замысловатыми коридорами, выходившими на склоны, в различных участках горы. Иногда такие входы заваливались песком и камнями. Размеры существовавших пещер различны, но все они расположены под слоенм камня, и нижняя их часть и боковые стены располагались в песке. Входы в пещеру или пещеры располагались с южной, восточной, западной и юго-западной сторон горы. Все они узкие и по ним можно было передвигаться в основном ползком. Однако все входы размещены значительно выше дна Майорова дола и выше уровня речки. Какой-либо закономерности в форме полостей и ходов пещеры, позволивших бы заключить, что они сделаны человеком, нет.

Следует сказать несколько слов о кладах Кудеяра, которые ищут в пещере уже, вероятно, не одно столетие. В принципе кто-то и мог что-то спрятать в пещере, но найти это будет сложно. Необходимо так же напомнить, что Кудеяровы клады и сокровища по преданиям и легендам "должны быть" и в других населенных пунктах. Это гора Богатырка у с. Б. Карай Романовского района, некоторые курганы у с. Репного Балашовского района и с. Поселок Хвалынского района. Но эти объекты никакого отношения к легендарному Кудеяру не имеют. Там расположены более древние археологические памятники, которые изучались археологами. Довольно часто крестьяне находили какие-то предметы в быту уже не встречавшиеся, происходящие с археологических объектов и считали, что они относятся ко времени разбойников, живших здесь до возникновения сел. Иногда встречались предметы из золота, что в свою очередь постоянно подталкивало к поиску кладов и сокровищ. Организовались целые бригады кладоискателей или "бугровщиков", раскапывавших древние курганы. Эта страсть увлекала многих, но в большинстве своем надежды разбогатеть оставались несбыточными. Можно напомнить одно наблюдение, сделанное Л. Майковым еще в прошлом столетии: "В иных поволжских местностях встречаются лица, совершенно разорившиеся из-за страсти к кладоискательству". Что же касается пещер; то по многим поверьям в них лежат всевозможные богатства, которые охраняет змей Горыныч или другие сказочные герои. В данном случае клад сторожит сам атаман Кудеяр. С XYII и XYIII вв. предания о кладах получили новый разбойничий оттенок, с которым рассказываются и до наших дней.

О Кудеяровой пещере есть много сообщений полулегендарного характера, иногда содержащих объективную информацию и сомнительную, что способствует дальнейшему распространению сказочных сюжетов, передаваемых лоховскими жителями из поколения в поколение. Например, Г.Г. Свецкову рассказывали, что один мужик все клады искал. Узнал он про Кудеяров клад, который был заговоренный, и темной ночью тайком пошел его искать. Дорогой натерпелся страхов - все чудилось, что кто-то следит за ним. В пещере он нашел место, про которое говорили, и начал копать. Вдруг увидел серебряную свинью, которая стала на него бросаться, а он не сообразил хватить ее лопатой и при этом произнести молитву. В результате, свинья рассыпалась на мелкие куски. Кроме того, говорили, что в горе есть тяжелый сундук, церковь и иконостас. Однако уходили оттуда не солоно нахлебавшись, обезумевшие или терявшие способность указывать руками и ногами. Один молодец, бежавший из ссылки, порешил слазить в гору. После того, как оттуда вернулся, он целый год говорить не мог - язык отнялся. Он, якобы рассказывал, что внутри видел озеро, иконостас и красну девицу, посоветовавшую ему уходить пока жив и не говорить никому об увиденном. Многие лоховские старики рассказывали еще до 1960 г., что когда-то давно одному их односельчанину удалось найти клад, состоявший из 12 ведер медных монет. Подобных сведений можно приводить много, но к ним следует относиться осторожно и проверять, прежде чем де-лать на этой основе существенные заключения в печати.

Так, например, корреспондент Ю. Зерганинов в 1958 г. опубликовал в "Комсомольской правде" интересную заметку об исследовании Кудеяровой пещеры, проводимом школьниками г. Энгельса. Однако в ней имеется небольшая неточность. Автор заметки пишет: "…Самые последние сведения удалось найти в рукописи Г.Г. Свецкова, который побывал в селе Лох в 1924 году. Он проник в пещеру на 30 метров и добрался до железной двери…". Во-первых, Г.П. Свецков рассказывал о том как в пещеру проник не он сам, а его отец Гаврила Петрович, от которого в музей СУАК поступили две монеты, одна из которых золото-ордынская (конец XIV в.). Во-вторых, Г.П. Свецков не встречал никаких железных дверей, а увидел в коридоре только боковое отверстие, ведущее в пещеру, "…в стенах которой заметил вделанные большие кольца". Таким образом, Гаврила Петрович - единственный, кто не только видел в пещере кольца, но также нашел железное кресало. Кроме того, от него поступили две монеты, возможно, происходящие из пещеры. Однако все эти находки были сделаны почти 100 лет назад. Рассказы об иконостасе и кольцах могут, конечно, иметь под собой реальную основу, так как эти предметы могли принадлежать религиозным отшельникам. Они часто использовали пещеры в качестве изолированного места, удобного для уединенной аскетической жизни. Такой способ отречения от мира, добровольного подвижничества во имя веры, всячески поощрялся официальной церковью и преподносился как идеал образа жизни христианина. Но это предположение пока не имеет под собой никаких достоверных фактов. Однако, учитывая отмеченную вначале связь легенды с религией, упоминание в ней о церкви, иконах и отшельничестве, можно предполагать, что в её распространении определенную роль играли служители христианской церкви.