Эколого-краеведческая тропа для учащихся начальной школы


Статья к объекту: 

 

Эколого-краеведческая тропа « Жарин бугор»

 

Авторы :

Абрамова Надежда Викторовна  учитель 4а класса МОУ «СОШ п. Расково Саратовского района Саратовской области»

Бирун Наталья Николаевна  учитель 3а класса МОУ «СОШ п. Расково Саратовского района Саратовской области»

паспорт эколого-краеведческой тропы 

                                           2011год

            Содержание

        1. Введение ………………………………………………………………………………        1-4

       2. Этапы реализации………………………………………………………………………   5-6

      3. Маршрут эколого-краеведческой тропы «Жарин бугор»…………   6-7

     4. План проведения …………………………………………………………………………  7-9

     5. Линейка……………………………………………………………………………………        9-10

     6. 1 этап -  Музейный уголок школы………………………………………………     10-11  

     7.  2 этап -  Игровая поляна …………………………………………………………………11

    8.  3 этап -       Сказочная поляна…………………………………………………………12-14

   9.  4 этап -  Лесной массив…………………………………………………………………    1 4-15

   10.  5 этап -  Самый высокий южный склон Жарин бугра                          1 5-16

    11.  6 этап -  Овраг…………………………………………………………………………………16-18

   12.  7этап -  Зеленый класс……………………………………………………………………18-19

  13.  Список литературы…………………………………………………………………………..19  

 14 Приложение…………………………………………………………………………………………20-41  .    

 

 

 

Цель:Создание эколого-краеведческой тропы;

изучение редких растений Жарин бугра.

 Задачи:воспитание у детей экологического самосознания; бережного отношения к окружающей среде, чувства товарищества и милосердия, способности действовать в экстремальных ситуациях, способствующее физической закалке и укреплению здоровья, уборка территории экологической тропы от мусора;

формирование и развитие  исследовательских навыков;

развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого -  краеведческой  деятельности;

формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;

Продолжитель-ность  -   3 года

 

ВВЕДЕНИЕ

Пешеходный маршрут«Эколого-краеведческая тропа» разработан с учётом природных и исторических особенностей местности, возможностей школы и направлен на  формирование у  школьников  потребности бережного отношения к природе, создаются предпосылки для  практического изучения предметов естественнонаучного цикла.Объект экскурсии - Жарин бугор.  Жарин бугор  - природный объект расположен на территории Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. Протяжённость маршрута – около 2,0 км.  Продолжительность похода -  2 часа. Возраст участников экскурсии –  школьники 3-4 класса.  Назначение тропы весьма разнопланово: учебно-познавательное, формирование навыков рекреационного природопользования, проведение занятий по спортивному ориентированию и др. На тропе кроме природных объектов, есть объекты, имеющие богатое  историческое прошлое  нашей местности,. Есть возможность ознакомиться не только с типичными и редкими природными объектами, но и обнаружить курганы катакомбной культуры и захоронений бронзового века. Такой набор объектов изучения на тропе расширяет возможности учебно-воспитательной работы на маршруте средствами краеведения .

Актуальностьэколого-краеведческой тропы   обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе и формированием экологической культуры, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Центром воспитательной деятельности по эколого-краеведческому воспитанию должны стать музейный уголок, уроки краеведения,  экологии, технологии. Музейный  уголок - это творческое сотрудничество учителей и учеников, он должен стать  многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школы в эколого-краеведческом направлении, а также воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села, школы.

Подготовка к созданию учебной экологической  тропы включала в себя организационный, теоретический и практический этапы.

1.Изучение участка природы - планируемого маршрута тропы, краеведческой литературы, определение возможных вариантов маршрута.

2. Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок.

3.   Организация учащихся по созданию учебной экологической тропы:      

а) организационная работа:

- формирование групп учащихся 3-4 классов

б) теоретическая подготовка учащихся:

- формирование экологических знаний о компонентах природы и объектах, о взаимосвязях в природе: нормах, и правилах поведения в природе и способах ее охраны;

- формирование у учащихся потребностей общения с природой, бережного отношения к ней, заботы о  ее состоянии в настоящем и будущем;

в) практическая деятельность:

- разработка маршрута и составление карты-схемы;

- маркировка тропы, разметка остановок;

       При определении общей протяженности тропы мы исходили из средней продолжительности одной экскурсии для школьников/ примерно 2-2,5 часа. Этому соответствует маршрут длинной около двух километров

       Создание тропы школьников дает педагогам возможность моделировать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков, творческого подхода, активной деятельности, задания по оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей использовать знания, полученные в школе. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе.

Этапы реализации

Подготовительный (2008-2009 учебный год)

Согласование и распределение ролей и

 функций участников . Составление

маршрутной карты.

Составление индивидуальных планов

исследований.

Проведение исследований.

 Промежуточный отчет участников о

проделанной работе.

Основной (исследовательский - 2009-2010 учебный год)

         Изготовление маршрутных указателей

Составление экскурсионных  текстов и

сценариев.

Продолжение наблюдений за редкими

 растениями.

Корректировка индивидуальных

 исследовательских работ.

 

Итоговый (внедренческий - 2010-2011 учебный год)

Проведение экскурсионных походов

 по тропе.

Подведение итогов работы.

Планирование дальнейшей работы в

 данном направлении

 

 Маршрут  эколого-краеведческой  тропы «Жарин бугор»(Приложение1)

 

1 -  Музейный уголок школы  

2 -  Игровая поляна

3 - Сказочная поляна 

4 - Лесной массив

5 -  Высокая точка  южного склона Жарин  бугра

6  -   Овраг

7 -  Зелёный класс

 

План проведения:

  1. Организационный момент: определение темы, постановка цели и задач маршрута.
  2. Деление обучающихся на группы, непосредственное выполнение заданий:

- Выбор маршрута экологической тропы  -  группа «Исследователи»

1.Карасева Настя - 4А класс

2. Бирюзова Нонна – 4А класс

- Составление картосхемы маршрута  - группа «Картографы»

1.Гаврилова Яна – 4А класс

2.Мартынова Ксения – 4А класс

3.Керимов Керим – 3 А класс

- Оформление и благоустройство тропы  - группа «Художники»

1.Жегалов Вова – 4 А класс

2.Максимова Анна – 4А класс

3. Матвеева Вика – 3 А класс

- Формирование правил поведения на тропе - группа «Экологи»

1. Марочкин Дима – 4А класс

2. Мустафина Лейла  - 4 А класс

- Изучение исторического прошлого «Жарин бугра»  - группа «Историки»

1. Орешкина Арина – 3 А класс

2. Адяева Маша – 3 А класс

- Наблюдение за редкими растениями: тюльпанами Шренка, касатиками - группа «Ботаники»

1. Марочкин Андрей -4А класс

2. Непряхин Руслан – 4А класс

3. Гребнев Даниил – 3А класс

4. Солошенко Ярослав – 3 А класс

                - Описание экскурсионных объектов  - группа «Журналисты»

                  1.Сылкина Маша – 4А класс

                   2.Мещерякова Соня- 4А класс

- изучение состава почвы – группа «Почвоведы»

1.Тулякова Полина – 3 А класс

2. Челушкина Катя – 3 А класс

      -  Проведение спортивных игр и мероприятий  - группа «Спортсмены»

1. Орлов Максим – 4А класс

2. Голобородов Саша  - 4А класс     

 

Маршрут протяженностью 2 км  разрабатывается и маркируется с учетом безопасности движения и особенностями ландшафта.

Команды проходят все станции по своему маршрутному листу. На каждой станции учащиеся выполняют задания.  Результат записывают в маршрутный лист.  

Линейка

 - Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное очное, очень интересное и познавательное путешествие по Экологической тропе. В пути вам пригодятся знание и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. По пути следования по Экологической тропе будет проходить экологический десант по сбору экологического мусора (бутылки, банки). На игровой поляне пройдут спортивные игры. Наша тропа начинается с музейного уголка школы .

1 этап  -  Музейный уголок школы  

Рассказ  группы «Историков» об историческом прошлом Жарин  бугра с   презентацией .

1.   - Согласно отчёту о раскопках, проведённых Монаховым  С.Ю. в 1979 г –

 

Жареный Бугор – курганная группа из 6 насыпей в 4 км к северу от Саратова.

 

Раскопками археологов, проведёнными в 1979-х годах, выявлено, что долгое

 

Время  Жарин  Бугор служил нашим предкам  кладбищем. Вскрыв несколько

 

курганов, специалисты обнаружили могилы людей катакомбной культуры

 

средне - бронзового времени, которые жили в наших краях примерно 4 тыс.

 

лет т. н. Захоронения представителей срубной культуры позднее - срубного

 

времени, это уже - 3,5 тыс. лет т. н. А под одним из курганов были найдены

 

останки сармата  принадлежавшее, вероятно, ему оружие – железный меч и

 

бронзовые наконечники двух стрел для лука. Это уже, примерно, 2,5 тыс. лет т. н. Газета «Не за тридевять земель»

 

 Материалы данной экспедиции хранятся в областном музее краеведения. (приложение2)

2.Жарин бугор имеет непосредственное отношение в российской авиации. Именно на склонах Жареного бугра в1926 году знаменитый конструктор Олег Константинович Антонов испытывал свой первый летательный аппарат (приложение 3)

  3. В 1953 г. у Жарина Бугра разместился учебный центр Саратовского

аэроклуба.  В мае 1955 г. сюда с группой курсантов прибыл Юрий  Гагарин. Здесь будущий первый космонавт планеты совершил первый прыжок с парашютом  и   на самолете Як-18  совершил свой первый самостоятельный полёт.  (приложение 4 )

4. «В прошлые столетия тут должен был находиться сторожевой пост. Ведь с

Жарина Бугра прекрасно просматривается часть правого берега Волги, где

проходила  Ардабазарная  торговая дорога. Видны подходы к реке со степной

стороны.

От зоркого глаза караула не скрылись бы недруги, направлявшиеся к

Первому Саратову, если он действительно стоял в своё время у устья

Гусёлки. Да и позже отсюда легко могли контролироваться важные тракты –

Московский и Симбирский. Почти наверняка на Жарином Бугре стояла

Отечественной войны. Та, что следила за саратовским небом и называлась

постом ВНОС – пункт Воздушного наблюдения, оповещения, и связи»

 

Газета «Не за тридевять земель»

 

2 этап - Игровая поляна ( приложение5)

Для учащихся на игровой поляне проходят спортивные игры, соревнования, подготовленные  группой «Спортсмены»

3этап  -  Сказочная поляна ( приложение 6)

Поляна  расположена на  юго-восточном склоне Жареного бугра. Группа располагается на поляне , за которой наблюдают  3 года. На  поляне размером 100*150м  ежегодно распускаются тюльпаны  Шренка  (Тюльпан Геснера). Участок является целинным, не подвергался распашке .Соседние участки ранее подвергались распашке, поэтому тюльпаны встречаются в малом количестве. Группа  «Ботаников» цветной разметкой выделили участки  размером 1 х 1м. с характерной луговой растительностью, тюльпанами Шренка, ирисами (касатиками).  Выполняют следующие  задания:

-  определяют по Красной книге Саратовской области  охраняемые растения , растущие на юго-восточном склоне Жареного бугра.

- Собирают гербарии  (приложение12)

- Определяют на заданном участке  количество редких растений.

- Экологическая  группа «Ботаников» делает сообщения о своих наблюдениях за данной поляной с 2009 года  (  приложение11)

 Выводы:

- на заданных участках  находятся охраняемые растения: тюльпан Шренка,  касатик (ирис).

- количество тюльпана Шренка и касатика в течении 3 лет не уменьшается.

 

4 этап - Лесной массив (приложение 8)

 Расположен в лесу у лиственного дерева. Группа «Ботаников»  определяет породы лиственных деревьев  и кустарников , редких растений ( фиалка сомнительная) в лесном массиве.

- Дети находят  и располагаются  в лесу возле муравейника. Учащиеся отвечают на вопросы: назвать жителей муравейника, какого типа ротовой аппарат у муравья, где у муравья находится жало, где зимуют муравьи, какую пользу и вред приносят муравьи.

- Организуется сбор гербария

- Сбор экологического мусора.

Вывод :

-  в лесном массиве  растут деревья и кустарники: дуб, вяз, клен, боярышник, шиповник, терновник и в небольшом количестве встречается фиалка сомнительная.

-  Лесной массив находится в запущенном состоянии ( после летних пожаров требуется обрезка и вывоз сушняка и вывоз бытового мусора , оставленного отдыхающими)

- Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая вредных насекомых.

-  Решение :  сделать ограждение для муравейников.

5 этап - Самый высокий южный склон  Жарин бугра(приложение 9)

Группа «Журналистов» занимается описанием самого высокого склона Жарин бугра.

-        Обзор отсюда, с высоты 199 м. очень широк. Глаз охватывает округу примерно на 25-30 км. На западе угадывается райцентр Татищево. Ближе к нам хорошо видны западные и северные окраины Саратова. Центр города скрыт рельефом, но зато отлично виден Лысогорский массив, покрытый лесом. А левее его можно рассмотреть и Увекскую гору. Ещё левее – Волга, город Энгельс, заволжские степи.

Походив по вершине и её склонам, ребята заметили ещё

 

Сохранившиеся следы полевых жилищ и укрытий, в которых располагались

те, кто обслуживал наблюдательные площадки телефонные линии,

прожекторные установки, а вполне возможно и батареи зенитных орудий.

Вершина холма, на которую мы поднялись, долгое время хранила и другие

следы, относившиеся к значительно более давним временам. Об этом мы

узнали в музейном уголке школы.

4 этап - овраг( приложение7)

Пункт  расположен у основания обрыва с четко выраженными почвенными горизонтами. Группа «Почвоведов» выполняют следующие задания:

- назвать почвенные горизонты;

   - определить тип почвы;

       - определить механический состав почвы.  

Описание почвы

При осмотре среза оврага можно увидеть, что корни трав сосредоточены преимущественно в верхней (окрашенной) части профиля, в то время как корни деревьев проникают на значительную глубину. Поэтому можно сделать вывод, что корни деревьев существенного участия в образовании гумуса не принимают. Землерои интенсивно перемешивают почвенную массу. Ходы роющих животных часто в  большом количестве пересекают почву.

Для определения механического состава почвы  комочек увлажненной почвы скатали  в ладонях в колбаску и соединили концы.  В кольце образовались разломы — почва суглинистая.

Почвенный профиль - это разрез от поверхности почвы до её измененной почвообразовательным процессом породы, обычно на глубину 1 м .

 В почвенном профиле этих почв выделяют лесную подстилку А0, гумусовый горизонт A1, элювиальный горизонт А2 и иллювиальный В.

Горизонт А2 - цвет серый, книзу усиливается бурый оттенок, обильная кремнеземистая присыпка. Структура неясно выраженная листовато-пластинчатая, в верхней части горизонта местами переходящая в столь же плохо выраженную комковатую, а в нижней части - в мелко ореховатую. Сложение уплотненное. Переход к нижерасположенному горизонту постепенный. Мощность - от 25 до 35 см.

Горизонт В - цвет коричневато-бурый, книзу коричневый оттенок убывает. Очень хорошо выраженная ореховатая структура, в верхней части горизонта мелкая, а книзу постепенно становится более крупной. Поверхность структурных отдельностей темная, коричнево-бурая благодаря глинистым пленкам, покрывающим отдельности. Внутренняя часть отдельностей имеет более светлый бурый цвет. Переход к нижерасположенному горизонту очень постепенный. Горизонт С - цвет бурый.

При выполнении предыдущих заданий мы убедились в том, что почва имеет весьма сложный состав. Крупные и тонкодисперсные минеральные частицы, остатки животных и растительных организмов, а так же специфические почвенные, органические соединения образуют сложную структуру с обилием пустот и пор разной конфигурации.

Вывод: почвы по большей части каштановые солонцеватые, малогумусные щебнистые чернозёмы, суглинки.

7 этап - Зелёный класс  

 Конечным пунктом эколого-краеведческая тропы   стал « Зеленый класс» .

 

В  результате  прохождения краеведческой тропы пришли к следующим результатам:

- приобрели  знания о природе, истории, культуре родного края;

-  изучили  и описали  редкие растения  Жарин  бугра;

- разработали предложения по их охране;

- приняли участие в уборке экологического мусора и создании  ограждений для муравейников;

-  начали пропагандировать эколого-краеведческие знания

- написали исследовательские работы эколого-краеведческой  направленности.

 

Список литературы

  1. Связаны одной судьбой. Страницы истории. Природа. Сельхоз. И промышл. производство. Социальн.сфера. – Саратов:Регион. Приволж.изд-во  «Детская книга», 1997.
  2. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные./ Ком.охраны окружающей среды и природ.ресурсов Сарат.обл. – Саратов: Регион. Приволж.изд-во «Детская книга», 1996.

 3. Худяков Д.С., Хвалынская «кругосветка»: Книга для дорожного чтения. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006. — 224 с.