Статья Г.Ю. Перекальской "Литература о Хвалынске: источник вдохновения"


Статья к объекту: 

 

История и литература всегда идут рядом. Вторая, не всегда возможно была правдива, освящая события первой. Однако при изучении и первого и второго явления складывается общая картина предмета нашего интереса,  которую краеведам, учёным историкам и журналистам предстоит заполнять, а возможно даже и переписывать. Такую литературно- историческую версию возникновения и развития Хвалынска и его предшественницы Сосновки, мы постараемся проследить, используя написанную  на сегодняшний день литературу, для создания которой наш край стал источником вдохновения.
    Итак, мы знаем, что   Хвалынск основан как сторожевой пост на северной границе Саратовской области на острове Сосновый в 1556 году. Шла успешная колонизация Поволжья, изучалась местность, её природные богатства. Первыми на плодородные  земли с уникальным климатом обратили внимание монахи.  По легенде  преподобный Алексий, настоятель московского Чудова  монастыря, ехал в Казань лечить жену  хана, которая слепла и,  проезжая Сосновку, удивился изобилию  осетровых рыб, стерляди и другим дарам природы.  Тогда он, озаботившись возможностью сделать этот уникальное местечко подворьем своего монастыря,  обратился с челобитной к царю, Дмитрию Ивановичу (в истории известного, как Лжедмитрий)   и в   1606 году монахи получают грамоту на владение этой землёй.  Об этом пишет в своём очерке «Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича Чудову монастырю» К.И Хапилин. Эта грамота в моём исследовании  первое литературное произведение о  селе Сосновка, которому лишь только в 1780 году, по указу Екатерины Второй,  предстояло стать городом Хвалынском. Благодатная земля в Черемшанах ( с тюркского языка «черем  шан», означает чёрный лес) и богатая рыбой Волга, снабжали московский Чудов монастырь рыбой, дичью, ягодами, яблоками, мёдом и другими дарами щедрого края. Однако в дальнейшем  царь Пётр Третий, узнав про благодатные места отданные Чудову монастырю, возвратил  их в Коллегию экономии. Так  Чудов монастырь в 1762 году покинул хвалынскую округу.   Но,  молва о святом месте, где необыкновенная лесная благодать,  целебные  воздух и родники, уже была запущена среди старообрядческой  монастырской братии, которая спасалась здесь от погромов. Кроме того, просторы матушки-Волги бороздили разбойничьи струги, перехватывавшие богатые купеческие караваны. Сотник Кобелев построил первый сторожевой  пограничный пост, сохранившийся как  «Маяк»,  но   в округе властвовали атаманы  и атаманши, о чём  подробно можно прочитать в книге В.А. Непочатых «Хвалынск».  Жители села Чёрный Затон рассказывали, что недалеко от них жили турки, и тогда  у прадеда К.С. Петрова-Водкина действительно была возможность привезти себе в жёны красавицу турчанку.


     И всё-таки основная среда была старообрядческая. Когда Екатерина Вторая издала Указ о  разрешении вернуться всем изгнанным за старую веру ( не хватало народа, чтобы поднимать и укреплять Поволжье) она отдала старообрядцам, вернувшимся с литовско-польских границ, поймы рек  Большого и Малого Иргиза,  с пахотными землями и прекрасными лесами. В 1868 году издаётся книга «Раскольники и острожники»  публициста Василия Фёдоровича Ливанова, служившего в Министерстве  внутренних дел России и имевшего  доступ к архивам. Она оказалась шумно-скандальной. Светское общество её читало с большим интересом, а старообрядцы были в негодовании. Тем не менее, он написал ещё четыре книги до 1876 года, но пятую, последнюю, цезура сожгла, поскольку обнаружила в ней не подлежащую печати информацию. Сохранились лишь 10 экземпляров, которые были проданы. В  начале 20 века  пять томов получили репринтное переиздание и в каких-то библиотеках их можно найти тем, кто интересуется историей старообрядства.  Почему же Ф.В. Ливанов проявил, как публицист, такой большой интерес к маленькому городу? Да потому, что после очередного разгрома  старообрядчества, когда рухнули иргизские монастыри, монахи, инокини, белицы спасались бегством сюда, в хвалынские  непроходимые  сосновые леса. Здесь возникают мужские и женские монастыри, появляется много скитов и,  вскоре, Хвалынск становится центром российского старообрядчества, отобрав у Вольска право так называться? А  к середине 19 века -видным купеческим городом, среди которых много старообрядцев.  Они уважаемые люди, радеют о процветании всего края,  и этот факт  делает первым главой города старообрядца  Кузьму Михайлова.


     Меняется внешний вид города. На берегу Волги строятся гостиницы Попова и Хренова. С балкона прекрасные виды на Воложку и остров с белыми песками, не хуже, чем золотые пляжи Болгарии. Мостятся  улицы,  строятся красивые каменные дома, которые утверждал сам Александр Третий. По  одной из версий, император хотел сделать Хвалынск городом для дворян, культурным центром в северной части  Поволжья, для этого были все основания: уникальные  географическое расположение  и климатические условия. Но что-то этому помешало, возможно, не хватило средств. Однако , богатые столичные жители начали застройку дачами именно в это время.  Одна из них, дача купца Михайлова, построенная по проекту  Романа Фёдоровича (Роберта-Фридерика) Мельцера ,придворного архитектора.  Удивителен, на мой взгляд не  факт чина придворного архитектора, а то,что при всей своей значимости Роман Фёдорович строил особняки в Киеве, Петербурге  и Хвалынске. Дача  сохранилась до сих пор и стала визитной карточкой города, разместившись на обложке первого тома  сборника «Памятники России». Здесь можно прочитать  статьи В.И.Бородиной и В.А. Непочатых. Как же наверное узнать, что Хвалынск не был заштатным городом? Возьмём в руки  книгу  известного журналиста Гиляровского «Москва и москвичи», в которой  прочитаем,  что по осени в московских актёрских клубах собирались артисты и «вспоминали театральные сезоны  в Минске, Пинске и Хвалынске…».


    Недалеко от гостиницы Хренова, где сейчас дом-интернат  для престарелых, по свидетельству старожилов, был залив, куда заходили купеческие струги и царские яхты. Купцы заключали здесь многомиллионные сделки на поставку зерна и  яблок. Около них всегда вертелись  картёжники и бильярдисты, предлагавшие игру. Многие  «ловились на удочку» и проигрывали крупные суммы, не только свои, но и казённые. Возможно, это одна из причин, по которой  В.Ф. Ливанов называл Хвалынск  «тёмным городом». Скорее здесь не цвет играет роль, а наука «держать  язык за зубами».  Много тайн было в городе, многонациональном и разным вероисповеданием. Но в  карты играли и грузчики на пристани, и ребятня,  ребятня,  и другой не очень верующий люд, поскольку  карты в дореволюционной России играли роль досуга и заработка. Они  были государственной монополией, официально разрешены царской властью. Некоторые фабрики по изготовлению карт содержали богоугодные дома и  детские приюты. Поэтому блестящие  колоды разного назначения в киоски Хвалынска ежедневно привозились мешками. Выходит, большая была в этом потребность. 
     По свидетельству жителя Хвалынска Али Юсуповича Азизова, чей отец  непосредственно был связан со средой картёжников, продавая им чистые колоды карт и таким образом зарабатывая свой сиротский хлеб, в Хвалынске  проходили чемпионаты между катал по картам и бильярду. Летом эти лихие ребята катались по Волге на пароходах, обирая  богачей до нитки, а на зиму - в хвалынские гостиницы, где приезжие купцы коротали время до заключения сделок. При советской власти все гостиницы были закрыты, как места азартных игр, пьянства и разврата, были разорены монастыри,  ушли монахи и монашки. Однажды их увидел В. А. Непочатых, с участниками археологической экспедиции  1963 года, когда монахини пришли к святому роднику, последний раз  поклониться святыням.


      Здесь мы оставляем незаполненные страницы для, ещё не найденных документов и книг, как , например, «Первое столетие Хвалынска»,  М.М. Владимирова,  и скажем, что следующим произведением, относящимся к Хвалынску, стала  пьеса К.С. Петрова-Водкина «Жертвенные», поставленная в Передвижном театре  П.П. Гайдебурова, затем автобиографическая повесть «Хлыновск», далее «Пространство Эвклида» и «Самаркандия». Если  большинство картин К.С. Петрова-Водкина доступны нам только в репродукциях, то книгу «Хлыновск» приобрела, я думаю, каждая семья нашего города.


      Первая половина 20 века. В Хвалынске на месте монастырей появляются здравницы для народа, доктор Г.В. Смирнов описывает уникальность и целебные свойства хвалынских гор и ущелий с курящимися туманами, высокую ионизацию воздуха.  Когда-то  современные меловые горы были  дном хвалынского моря, отсюда известняки, меловые отложения. Учёные считают, что вода, проходящая через опоку, многомиллионные отложения скелетных, очищается и заряжается положительными  частицами на здоровье. Такой саморегулирующий круговорот оздоровления,  как для людей, так и для животных. Хвалынские здравницы получают всероссийскую известность, появляются  рекламные брошюры.
      Но, вернёмся к истории и  истокам вдохновения литературы о Хвалынске. В разных статьях археологи,  учёные,  краеведы говорят, что эти земли никогда не пустовали, поскольку в эпоху ледникового периода, когда звери уходили от ледника, а люди шли за своей добычей, он остановился, оставив узкую полоску как с севера, так и с юга.  Поэтому здесь сохранились реликтовые растения, занесенные в Красную книгу,  а при раскопках хвалынских городищ находят такую информацию, которая говорит, что совсем не глупые тогда жили люди. И это много тысяч лет назад. Подтверждением этому –богатейший  Сосновомазинский клад,  из бронзовых , золотых украшений, оружия и других предметов, который находится теперь в московском музее и включен во все вузовские учебники. Кстати, известный археолог Миронов считает хвалынские городища самыми многочисленными и интересными. В принципе, можно отмечать юбилей  поселения неандертальцев, две черепные крышки которых были найдены в районе села Ивановка и посёлка Алексеевка. Здесь   местные жители  находили на  берегах Волги, крестики, украшения и монеты, пока её не одели в бетон.
     Расцвет социалистического реализма в литературе коснулся и Хвалынска. Первая популярная небольшая книжка «Город Хвалынск», написанная директором хвалынского краеведческого музея Ф.Г. Пичиенко, вышла  в серии города Саратовской области, организатором которой стал замечательный журналист и издатель, хвалынчанин Н.П.Рыжков.  Теперь, после полного заката социализма, эта книжечка стала бестселлером для тех, кто интересуется историей Хвалынска и его общественно-политической жизнью второй половины 20 века. Потом выходит книга «Вся жизнь горение»,  посвящённая А.М.  Николаеву, профессиональному революционеру-авантюристу. Я лично знала Фёдора Григорьевича Пичиенко, мы вместе проводили заседания литературного объединения «Радуга», он был секретарём, редактор газеты «Звезда» Г.А.Игнатьев председателем и я –литературным обозревателем. Впоследствии эту обязанность поручили  мне и я работала с большим увлечением, выпуская в газете «Звезда» ежемесячную «Литературную страничку».
       Самые известные поэты 60 годов Хвалынска это Сергей Наровчатов, будущий редактор журнала «Новый мир», Вениамин Богатырёв, Николай Горохов. Их творчество серьёзный ориентир для  Хвалынска, планка всегда была высока и требования к слову предъявлялись особые. Сейчас цензура отдана в руки самого автора и не каждый может  найти тот самый правильный ориентир. Вениамин Богатырёв находил и ориентир, и  истоки вдохновения в «старинном блюдце хвалынского моря», восклицая:

-Я болен тобою, земной первопуток!
И тропки зовут и дороги бегут,,,
Но с Волгой расстаться, хотя б на минутку,
Хотя бы на время—никак не могу.

Размышляя о человеке,  писал в стихотворении, познай самого себя:


«Ищите в детстве взрослого себя:
среди полей,
среди родной природы,
в семье,
в проказах сверстников ребят,
на грядках у соседа в огороде…


     С. Страхов, хвалынчанин, волею судьбы оказавшийся в Баку, присылал мне в газету замечательные стихи о Хвалынске с такими строчками: «Швейцария, ты не хвались! Моя Швейцария--Хвалынск!» Александра Перекальская,  ученица средней школы №1, написала к 300 -летию города стихотворение, с которым заняла первое место в секции «Юные поэты»  на областном литературно-краеведческом празднике.

Хвалынску
Город уснул так рано,
Светлою дымкой окутан,
Густого-густого тумана,
Пришедшего, невесть откуда.


И в этом тумане, как в горе,
Поникла пустая равнина.
А когда-то здесь было море:
Рыбаки, корабли, дельфины.


Здесь когда- то бродили пираты,
Чёрный флаг над волнами раскинув,
Здесь отважные пали солдаты,
Поражённые некогда в спину.

И когда-то здесь грели восходы
Берега из ракушек и соли.
До безумства своих мореходов
Здесь невинные ждали Ассоли.

Руки в синюю даль простирали
Русокосые юные девы,
Только волны у них отбирали
И любовь, и мечты, и напевы.

Страсть, любовь, благородство, страданье,
И солёные жаркие пляжи,
Разве юные знали созданья,
Что когда-нибудь прахом всё ляжет.

Что богатые рыбой уловы,
Звонкий смех, красоту, даже счастье,
Попирать будет маленький город,
Без любви, без тоски, без участья.

Ну, а души, сердца их и взоры,
Заколдую, спрессуют и вскоре
Меловые появятся горы,
Там, где было бурлящее море.

Золотистому солнцу не спится,
Оно будит прекрасные зори,
Но как память опять возвратится,
К нам когда-нибудь светлое море.


   Признаюсь и  меня не миновала пленительность красоты природы.  На высоком эмоциональном подъёме  в стихотворной форме рисовался образ города:


«… Где   в садах, средь природы кроткой
Ясногусельно, без обмана,
Вспыхнут краски Петрова-Водкина,
По хвалынским  мередианам.

Или вот ещё:

В городском саду играл, чьей-то юности оркестрик,
Замечательный мотив обнимал изгиб реки.
В бело-розовх садах, затаилось эхо песни,
На скамеечках сидят дорогие земляки.

Улица хвалынская, сколько тебе лет?
Сколько ты всего про нас узнала.
Домики и лавочки в круговерти лет,
От лихой беды ты охраняла.

   Очарование Хвалынском,  его старинными  домами, улицами, неповторимыми ландшафтами с меловыми соснами, которые, кажется, корнями держатся просто за воздух, ровными картами знаменитых яблоневых садов, ветви которых весной похожи на бело - розовое покрывало,  помогало и помогает творческому человеку выразить  это очарование в  разных видах искусства и литературы. Благодаря Хвалынску и таланту саратовского искусствоведа и писателя К. В. Шилова, был написан очерк «Ветвь хвалынского сада». Автор получил звание лауреата на Всесоюзном съезде молодых писателей, а Хвалынск - очередную известность.  Затем, в 1993 году, выходит книга  Е.Н. Селизаровой  «Петров-Водкин в Петербурге—Петрограде-- Лениграде».Весь тираж книги, по желанию Елены Николаевны,  большого друга Ф.Г. Пичиенко (они были организаторами первых конференций, посвящённых творчеству К.С. Петрова-Водкина)  передан   коллективу картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. Так  Е.Н. Селизарова  оценила своё глубочайшее уважение к городу.  После её безвременной кончины  я написала очерк «Дорога к храму», в котором Елена Николаевна  рассказывает  о   случайной  встрече в запасниках Русского музея с  картинами  художника и решает посвятить себя возвращению его творчества . Теперь, спустя годы, К.С. Петров-Водкин получил достойное признание, несколько раз переиздавалась книга  «Хлыновск»,  к юбилею художника изданы замечательные альбомы о его творчестве, книга его жены Марии Фёдоровны «Мой великий русский муж», буклеты, открытки, альбомы. Сотрудники картинной галереи изучают архив художника, печатают статьи,  открывают его неизвестные  литературные произведения .  В. И. Бородина, директор Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина,  пишет много  статей о  его творчестве,  продолжает организовывать и проводить  научные конференции, посвящённые художнику, в результате чего появляется книга «К.С. Петров-Водкин и 21 век».

     А потом  в серии ЖЗЛ появляется книга писателя К.В. Шилова о саратовском художнике В.Э.  Борисове-Мусатове, где три главы посвящены созданию знаменитого полотна «Изумрудное ожерелье», написанное на пруду санатория «Черемшаны-1».  К 300 летию города выходит краеведческая книга «Хвалынск», автор В.А. Непочатых, где в широком объёме показана не только история Хвалынска, но и её климатические условия,  уникальные особенности. Затем художник Владислав Поляков собирает книгу «Портрет города» со  своими   рисунками, очерком К.В. Шилова  «Гений земли Хвалынской», а  издаёт её С.С. Лесневский, генеральный директор  московского  издательства  «Прогресс-Плеяда».   Нужно сказать, что последние две книги  и целевая газета «Набат» с темой номера «Здравствуй Хвалынск»,появились  благодаря поддержке  В.В. Радаева, губернатора Саратовской области, вначале его карьеры в Хвалынске. 

   Наступает 21 век. Домашние библиотеки хвалынчан пополняются  книгами о художнике В.В. Полякове: «Воспоминания о художнике», «Графика», «Именем Хвалынска», подготовленные профессором В.В. Гришковым. Вскоре появляется ещё  очень интересная книга  «Протоколы хвалынского  детства» Ю.А. Неклюдова,  профессора  саратовского медицинского института . Выходит книга «На Волге широкой», автора А. В.Жулидова,  книги    Национальный парк «Хвалынский», «Они сделали национальный парк»,  ландшафтная характеристика и географическая информационная система  НП »Хвалынский», буклеты на экологическую тему с детскими стихами, сборник детских стихов и сказок о природе Хвалынска.  В 2004 году выходит книга «Родники саратовской области»,   авторы  А.А.Орлов, А.П.Зотов и В.С.Белов.   В ней есть раздел, «Хвалынские  меловые» , о наших родниках.


     Надо ещё отметить огромную работоспособность в поисках исторических документов о Хвалынске К. И. Хапилина.  Он живёт в Москве, является членом Всероссийского исторического общества, имеет доступ к архивам и много полезного нашёл для Хвалынска. Им написаны книги и о Петрове- Водкине, как о мыслителе и философе: «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин интересный художник», «Играющие мальчики», «Зверодухи». И ещё в моей копилке книга его жены, И.А. Хапилиной , «Художественная вышивка» из серии ремесло и рукоделие. Ирина Александровна организовала в Хвалынске школу вышивание и под её руководством вышивальщицы гладью создавали удивительные картины, участвовали во многих выставках.    Алексей Наумов. Молодой историк, издаёт  очень нужную для  восстановления исторической картины Хвалынска книгу «Земли хвалынской храмы», где можно увидеть, какого архитектурного и культового наследства лишился город за период социализма.   Затем он пишет и издаёт  ещё две книги: «Русский крест Александра Медема» и «Графы Медемы  хвалынская ветвь».
     Источником вдохновения каждого из нас  всегда является родина.  А если она ещё такая благодатная,как Хвалынск, то тогда творят все: от мала до велика.  И взрослые, и дети пишут на разные темы, печатаются в газетах, издают рукописные сборники,  Пенсионеры, любители поэзии, издалидва поэтических сборника. Первый сами, а второй с помощью ЦБС и НП «Хвалынский».Вскоре, руководство библиотеки в лице директора Н.В. Капустиной принимает решение:  к  65 летию Победы в Великой Отечественной войне издать  сборник стихов «Память сердца».

    Тонкий ручеёк литературных изданий советского  периода расширяет своё русло и течёт уже сильным потоком. Не остановить. И не стоит. Пусть люди выскажутся, составят своё представление о родном крае, запишут   свою  историю, для общей. Уже вышел  с материалами о Хвалынске журнал «Гонецъ» №5, под редакцией писателя Б.В. Дедюхина, журнал «Хвалынск», под  редакцией  саратовского архитектора  А.Кашанина с фотографией льва  на всём развороте обложки.  Рисунки  из дома в селе Поповка и информация о нём, привлекла Юлию Терехову, студентку Европейского университета в Санкт-Петербурге, изучающую монументальную народную живопись. Она  приобрела этот дом , и теперь он начал самостоятельную жизнь, как музей «Дом со львом».  Следующий сборник  издан Балаковской общиной  Русской Православной Старообрядческой Церкви. Тема номера «Хвалынск и Черемшаны».  В этом сборнике напечатаны материалы о дореволюционном Хвалынске и его монастыря.
      Хочется назвать  писателя, который провёл детские и юношеские годы в Хвалынске: М.А. Каришнев-Лубоцкий.  Его книги: «Волшебные сказки», «Чародей из Гнельфбурга»,  «Приключение маленькой волшебницы…»,  «Искатели приключений», «Чудеса в решете» и другие, посвящены детям , читаются увлекательно, легко , приглашая школьников действительно в волшебный мир добра, справедливости и знаний.


      Две газеты: «Жизнь по-Хвалынски» и «Жизнь Хвалынска» ( главным редактором которых я была, -издавались с декабря 2006 по  май 2009 и по мнению жителей,  порадовали хорошим стилем, новыми стандартами, разнообразием тем и остротой журналистского взгляда.  «Жизнь по-Хвалынски» познакомила подписчиков  с замечательным поэтом Григорием Большуновым .  Вскоре он издаёт свой сборник «Вертикаль совести», оформленный рисунками Владислава Полякова и попадает в литературную копилку Хвалынска , где уже мирно соседствуют  «Светлая тайна» и  «Музыка любви»   Маргариты Фадиной, «Бухта спасения», художника, саратовца  Вячеслава Морковина,   «Родные приметы» жителя г. Энгельса  Николая Фёдоова,  «Прочти моё сердце», «Сердцебиение», поэма о Чапаеве  Вениамина Богатырёва,  «Старше отца», «А помнишь?» Владимира Разина (  его же книги  «От Минска до Хвалынска», сказки для детей и, «Кукование кукушки означает»),     «Начало»,  Александры Перекальской,  «Осенний вернисаж» Алексея Карпова  и,  ещё не собранные в один сборник, но  напечатанные  в «Литературной страничке» стихи  Н. Молотковой, Л. Реймер,  А.Ефимова,  Л. Селинской, Н. Нестеровой,  Ю.Смирнова, О. Капитановой,  Н. Лавровой, А. Филиппова, П. Денисова, и других.


      Я искренне надеюсь, что такое  наследие Хвалынска, под сенью литературного объединения «Радуга»,   станет началом создания литературного музея «Мир Хвалынска»,  материал для которого я собираю многие годы,   найдёт своих  читателей  и откроет для них палитру неповторимых ощущений  среди удивительной природы, которая и является  главным источником  вдохновения.

 

                                                                                                   Галина Перекальская

                                                                                                 Член Союза журналистов России

                                                                                                       Председатель районного

                                                                                              литературного объединения «Радуга».